Выбор резины для внедорожных путешествий.

Сегодня мы поговорим о выборе резины для внедорожных путешествий.

Что такое внедорожные путешествия, чем отличается от простого туризма или спорта? Для внедорожного путешествия нужны шины, которые спокойно справляются с многими тысячами км асфальта, а после этого не пасуют на бездорожье.  Любая универсальная резина, вообще любая универсальная вещь – это вещь, которая способна на большое количество вещей и делает их одинаково плохо. Это народная истина, которую надо понимать как, если резина подходит и для асфальта, и для бездорожья, она не слишком хороша ни там, ни там.

Под критерии, которые нас интересуют, подходит резина с маркировкой АТ и МТ (AT MT), вседорожная и грязевая. На самом деле пусть вас не обманывают эти сочные эпитеты. Обе эти резины асфальтовые, они не грязевые.

Грязевые резины имеют совершенно иные маркировки, во-первых, а во-вторых, они не предназначены для эксплуатации на асфальте. Ездить на них по асфальту можно, но она очень сильно шумит, совершенно никак не рулится и очень быстро истирается. Такая резина подходит для кратковременного передвижения по дорогам и постоянной езды по бездорожью.

Точно так же для внедорожных путешествий не годятся обычные шоссейные шины по двум причинам. Первая, эти шины на бездорожье никак не работают. На сухом песке они ещё что-то могут, потому что там спустил колёса, и машина поехала. А на глине или просто скользкой твёрдой поверхности они очень сильно пасуют. При этом при движении по грейдерам или каменистым горным дорогам, вероятность, что вы порвёте шину практически 100%. Поэтому шоссейную резину лучше рассматривать только в том случае, если вы собираетесь ездить только по асфальту. Во всех остальных случаях АТ и МТ.

Что такое АТ. На самом деле, эта резина принципиально отличается от шоссейной кордом и толщиной самой покрышки. Она легко относится к работе на низком давлении, её не так легко пропороть камнями, но при этом, протектор она имеет приближенный к шоссейной резине для того, чтобы она хорошо ехала по асфальту. Это значит, что в грязи эти шины работают очень слабо. Лучше, чем шоссейные, но больших чудес от них ждать не стоит. Они очень хорошо подходят для путешествий, не связанных с гряземешением, в которых вы едете куда-то, где очень плохие дороги. АТ замечательно справляется с этим, они хорошо сопротивляются износу и в общем довольно долго эксплуатируются.

Шины с маркировкой МТ эксплуатируются гораздо меньше, потому что у них совершенно не такой ресурс, это зависит от высоты грунтозацепов, смеси и всего остального.

Вы изначально должны определиться, какая именно вам резина нужна. По размеру и по диаметру диска старайтесь выбирать резину, которая встаёт на минимальный размер диска, который вообще можно поставить на ваш автомобиль. Если ваш автомобиль позволяет поставить на него диск с диаметром 15 дюймов, ставьте. Чем больше будет высота резины, тем лучше она будет работать на бездорожье. К сожалению, современные автомобили обычно ниже 16 дюймов не позволяют поставить колёса, совсем современные уже 17 дюймов пошли. Но всегда стремитесь к минимально возможному диску.

Как себя ведёт на бездорожье резина МТ. Безусловно, чем разреженней протектор, чем он выше, тем резина будет работать лучше. Но это не грязевая резина, поэтому если вы впереди увидели наполненные водой лесовозные колеи, в которых глина перемешана с илом, торфом и всем остальным, надеяться на то, что эти шины позволят вам без проблем там передвигаться, не стоит. Понятно, что эта резина не обладает тотальной проходимостью, но она имеет очень хороший баланс между асфальтовыми характеристиками и внедорожными.

Обычно внедорожные экспедиции – это много асфальтовой езды, они не ради бездорожья. Обычно в экспедициях если можно проехать по хорошей дороге, едут по хорошей дороге. Раскладывать машину в 5 000 км от дома ради эффектного кадра с утопленным по руль салоном нет смысла. Но часто бывает ситуация, что к тому объекту, к которому надо добраться просто нет хорошей дороги, приходится ехать по плохой. И здесь МТ работают совершенно нормально.

Есть ещё одна проблема, связанная с большими грунтозацепами. Она общая для всех грязевых или около грязевых шин. Поскольку шашки протектора очень большие, они истираются неравномерно, то есть со стороны контакта с асфальтом шашка стирается меньше, чем со стороны, которой она отрывается, и получаются зубцы. Это приводит к тому, что резина начинает страшно шуметь, а самое главное, что как только протектор потерял треть своей высоты, внедорожные характеристики шины потеряны. Они есть, но уже не далеко ушли от АТ. Продавать такую резину с почти стёртым протектором только если за очень низкую цену, покупать её ради бездорожья не стоит. Поэтому ресурс этих шин не от начала протектора и до лысой покрышки, это 30% износа.

За какое время истачивается такое количество протектора, очень сильно зависит от качества той смеси, которая использовалась при производстве резины. Как правило, практически в 100% случаев, чем резина дешевле, тем быстрее она изнашивается. Низкая цена резины может быть связана в первую очередь с составом, из которого сделана резина, а во вторую очередь с кордом. В вопросе - экономика должна быть экономной, наши китайские братья очень преуспели. Экономия на материалах, они низкого качества и, разумеется, они не могут нормально работать. Как только материалы становятся высокого качества, цена покрышки сразу поднимается. И цена качественной покрышки из Китая и качественной покрышки из Америки отличается процентов на 20-25 стоимости, не выше, это надо понимать.

Покрышки Kumho Кумхо китайского производителя могут совершенно спокойно продержаться сезон, два, не больше, в этом надо отдавать себе отчёт. Ещё как пример, Йокогама Yokohama MT, отличная резина, хорошо работает на асфальте и бездорожье 2 сезона. Есть так же достаточно дорогие покрышки, например БФ Гудрич BFGoodrich, очень неплохая резина, неплохой корд. На рынок внедорожной резины ворвалась марка Гудйер Goodyear, имеет бешенную износостойкость, но слабые боковины. Чаще всего эта резина не доживает до своей старости из-за того, что прокалывается боковина или происходит ещё что-то нехорошее, но не из-за стирания. На самом деле, в сегменте дорогих покрышек всё можно брать. Сколько она прослужит зависит от двух вещей, во-первых, от массы автомобиля, а во-вторых, от того, на сколько агрессивно вы этот автомобиль водите. Если вы каждый раз входите в повороты, нагружая боковины колеса, она прослужит не очень долго, потому что вы её сами изнашиваете. Если вы спокойно разгоняетесь, тормозите и входите в повороты накатом, то служить она будет долго.

В целом, покрышки дорогого сегмента служат до состояния, что их надо менять на что-нибудь другое, а эти продавать, в идеале ещё походят. 50-60 000 км, это для них совершенно нормально. Шины среднего сегмента, их предел 30-40 000 км. К ним, наверное, из более популярных можно отнести Купер Cooper S\T, STT. Шины из дешёвого сегмента, 20 000 км максимум.

Плюс, вы должны не забывать о том, что, когда у вас протектор большой высоты, большой износ протектора уменьшает диаметр колеса. 35-е колесо с изношенным протектором – это уже 33,5. При этом то, что написано на колесе, не всегда совпадает с его реальными размерами. Поэтому выбирая резину, лучше её сперва померить на машине. Китайцы обычно маломерят.

По поводу того, брать резину с камерой, без камеры. Для экспедиции, для дальних пробегов однозначно лучше брать бескамерную резину. Да, она чаще разбортируется, но бортировать её не большая проблема. Основной её плюс в том, что, когда вы ловите гвоздь на трассе, у вас машина не падает на одно спущенное колесо, она просто начинает потихонечку спускать, при этом большинство проколов очень легко устраняются обычной жгутовкой.

Диски. Диски — это важно, это на самом деле основная вещь. Казалось бы, всё дело в резине, но от диска зависит очень многое.

Для внедорожных экспедиций литые диски не рекомендуются по следующим причинам. Первая и, наверное, основная в том, что у литых дисков обычно очень невысокий хаб. Это бугорочек, за который должна держаться внутри диска покрышка. Когда он невысокий покрышка легко снимается и так же легко одевается. Причина вторая в том, что на бездорожье часто попадаются какие-то камни или другие твёрдые выступающие объекты, о которые диск можно помять и расколоть. Выпрямить литой диск не получится, он после этого работать не будет, геометрия нарушается и шину сдувает.

Промежуточный вариант — это кованые диски, они неплохие.

И лучшие диски, какие бывают для бездорожья – это разборные алюминиевые кованые диски. Они очень лёгкие, поддаются правке, внутрь них можно вставить ограничители для того, чтобы они не давали колесу разбортировваться. Но у них есть недостаток, они стоят космических денег. Поэтому по балансу цена\качество\доступность лидируют штампованные диски.

Они тяжёлые, в этом их недостаток. Но у них есть и плюсы, весьма существенные. Один из плюсов – это высокий хаб, на них довольно трудно разбортировать колесо. Во-вторых, они совершенно спокойно молотком правятся, да и погнуть их не так просто, и служат они годами. У кого брать, разницы особой нет, производителей не так уж много. По поводу хампа, как определить, что хамп хороший, и резина и диск подружатся. Когда вы на шиномонтаже колесо бортируете, обратите внимание, на каком давление оно перепрыгивает через хамп, забортировалась. Если это давление до 2,5 атмосфер, резина будет разбортироваться очень легко. Давление должно быть выше, вообще супер, если оно в районе трёшки.

Есть ещё кованые диски, которые где-то там у нас делаются. На них половину хампа срезают, чтобы шина упиралась в стенку, но о них сказать нечего.

По поводу препятствий разбортированию, варианта здесь два. Это либо бэдлоки, либо таймлоки.

Бэдлоки – это железный овал, который снаружи приворачивается к диску, и шина заправляется не внутрь диска, а зажимается между диском и этой шайбой кучей болтов. Для спортивного бездорожья это вариант неплохой, но в принципе не лучший, потому что они тяжёлые, а для экспедиций вес этих дисков с бэдлоками вообще заоблачный. Они ещё и стоят дорого.

Поэтому для экспедиции как правило используют таймлоки, это вставка внутрь диска, в которую вставляется камера. Форма этой вставки не позволяет камере раздуваться на всю внутреннюю поверхность шины, она заполняет только внутреннюю часть, прижимая покрышку к диску с двух сторон. Таймлок штука полезная, во-первых, когда вы спускаете колесо, всё-таки немножко торчит за диском покрышка, даже когда она спущена в 0 не мнёт диск, а прикасается внутри к накаченной камере. Во-вторых, они довольно мало весят. Но у них есть собственные недостатки. Первый недостаток в том, что чтобы их установить нужно просверлить в диске ещё одно отверстие для ниппеля этой камеры, и при этом сам основной ниппель бескамерной шины, торчащий в диске, она пережимает, поэтому резина довольно плохо накачивается и плохо спускается, это время занимает. Но основной недостаток всё же в том, что между диском и резиной попадает песок и абразив, и постепенно этот каркас под камеру протирается и рвётся. Это не мгновенно происходит, но периодически их приходится менять. Плюс стоят они довольно дорого. Есть отечественные аналоги, и вроде бы негативных отзывов на них нет.

В принципе, вероятность того, что на бездорожье вы порвёте шину есть всегда, поэтому всегда должна быть полноразмерная запаска. В случае, если вы едете куда-то далеко имеет смысл взять две запаски. При чём, чтобы не таскать лишний вес, одну взять на диске, а другую без.

Вообще, покупая внедорожные шины, оптимальный вариант — это покупать 6 покрышек. В случае с бездорожьем советская методика смены колёс, чтобы они правильно изнашивались не работает, потому что вы - то пропороли покрышку, то ещё что случилось, да и никто обычно с этим не заморачивается. Поэтому передние колёса изнашиваются быстрее, чем задние и наступает момент, когда у вас задние колёса ещё живые, а передние уже не очень. А у вас, как уже говорилось, 6 колёс. Сменили изношенные передние, положили их на запаски, и ещё проездили так какое-то время. В хороших покрышках, которые имеют какой-то ресурс, если вы ездите плотно и активно, в таком формате можно проездить 4-5 сезонов.

Иногда бывает такая проблема, что покрышки не продают, они редкие, их продают кратно двум или 4-м. И, если у вас 6 колёс, всегда есть гарантия, что у вас по крайней мере комплект из пяти останется, и вам не придётся искать.

По зиме. Уникальное мнение, но зимой нужно ездить на зимних шинах. Во-первых, резина АТ и МТ на заснеженной обледенелой дороге никак не работает. А на снегу МТ вообще никак не нужна, снег не надо копать, его надо накатывать и топтать. Это если мы говорим про снег, метр или два снизу. Для этого нужна эластика, которой у летних шин зимой нет. Нет никакой причины зимой ездить на летних шинах, кроме своей экономии и уверенности, что так и надо. Какие шины выбрать, шипованные, нешипованные. Кому что нравится и что в размере есть.

И есть ещё одна вещь. Любые шины, МТ, АТ, зимние шины зимой, чтобы они работали на бездорожье, ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СПУСКАТЬ. Накаченные шины МТ работают примерно так же, как накаченные шоссейные.

Комментарии
Отзывов еще никто не оставлял
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Заказ в один клик
С помощью уведомлений о заказе можно не только получать актуальную информацию по заказу, но и иметь быстрый канал связи с магазином