Шины и подвеска для внедорожных путешествий

Опубликовано 20.08.2021, автор Константин

Сегодня мы поговорим о выборе размера шин для внедорожных путешествий. Тема это очень большая, попытаемся максимально полно её осветить.

О том, почему большие колёса нужны внедорожнику, мы говорить не будем. Сейчас лишь мельком обговорим, что не смотря на небольшую разницу в процентном соотношении между, например, стандартным 31-м колесом и немного увеличенным 33-м разница в проходимости существенная, поскольку меняется высота шины. Диск остаётся тот же самый, но чем выше покрышка, тем больше она меняет высоту на низком давлении, тем больше получается область контакта, и тем лучше машина едет.

Какие колёса выбрать – тема серьёзная. Уже существует много отработанных решений, здесь первопроходцем быть не надо. Если большинство людей ставят на внедорожник определённой модели шины определённого размера, это не просто так.

Почему ставят большие колёса понятно, это увеличение проходимости, при этом для автомобиля с зависимой мостовой подвеской это в принципе единственный способ увеличить клиренс, других нет. Но увлекаться размером тоже не стоит, потому что чем больше размер колеса, тем больше нужно переделок, чтобы автомобиль на таких колёсах нормально ездил. И естественно, у каждого автомобиля есть свой порог.

В своё время, когда всё это внедорожное движение только зарождалось, было много живых представителей самого маленького класса отечественных внедорожников, УАЗа. И люди их охотно покупали, но у УАЗа очень маленькие колёса, и чтобы увеличить проходимость на автомобиль сразу ставились колёса побольше. Но запасов надёжности и ресурсов трансмиссии у этого автомобиля нет, поэтому, как только на него ставили колёса большего размера, автомобиль начинал сыпаться и больше чинился, чем ехал.

В той или иной степени это относится к любому внедорожнику, поэтому есть готовое решение для каждого автомобиля. Чем больше автомобиль, тем большего размера колёса на него можно поставить.С чем это связано. Обычно автомобиль не просто так большой, у него большой мотор, как правило, мощная трансмиссия, хорошая рама, и он с большей лёгкостью вращает колёса большего размера. Поэтому, например, на автомобиль Нива колёса размером больше 31-го дюйма ставить не стоит. УАЗ, если говорить про 469 его продолжение, его размер 33-и колёса, если мосты Спайсер или колхозные мосты, и колёса 35-36 дюймов, если мосты военные. Для внедорожников среднего класса так же 33 дюйма – это оптимал. Для больших, тяжёлых внедорожников, совершенно спокойно ставятся 35-е колёса, и этому автомобилю они нужны, потому что при его массе ему нужен запас проходимости.

Конечно, есть частности. Каждый формат езды требует определённых колёс. Но вы должны понимать следующую вещь – чем больше на автомобиле колёса, тем не только дороже их туда установить, но и тем ниже его асфальтовые характеристики.

Невозможно поднять и внедорожные и асфальтовые характеристики одновременно, как правило одни поднимаются в ущерб другим. Поэтому если машина ездит исключительно по бездорожью, конечно, на неё можно поставить и 35-е, 40-е, да и 44-е. Да, это требует глобальных переделок и существенного бюджета, но всё это сделать можно, но это будет автомобиль исключительно ближнего боя, на нём нельзя будет проехать от восточной точки России до западной 20 000 км.

Поэтому в местах, где очень плохо всё с дорогами, где нет мостов, люди ездят на 40-х колёсах и это считается нормальным, иначе машина не проедет. Но им не нужно ездить куда-то далеко, потому что география локальна.

Когда говорят об автомобиле для путешествий, нужно же, чтобы он сохранил свои асфальтовые характеристики. Поэтому к вопросу выбора резины нужно подходить именно с этой точки зрения.

Люди часто спрашивают, какие колёса лучше поставить, поуже или пошире, повыше или пониже. Как правило, разговор идёт о плясках вокруг одного размера. И разница по ширине и высоте у этих колёс составляет около 1-1.5 см. А вот на сколько процентов отличается ширина одной покрышки от другой, на столько будет разница в эффективности!! Если мы говорим об изменении колеса в штатном размере, ни к каким существенным изменениям это не приведёт. Если же мы ставим колёса большого размера, то тут разбег уже довольно серьёзный. И по высоте шины, и по ширине шины, резину нужно подбирать под конкретные условия.

Но есть золотое сечение, которое более-менее универсально, и для разных грунтов, и для асфальта. Классические соотношения — это резина высотой 33 дюйма и шириной 10,5 дюймов и резина высотой 35 дюймов и шириной 12,5 дюймов. На них практически все ездят.

Что надо сделать с автомобилем, чтобы на него встали большие колёса. Первое, с чем сталкиваемся, это то, что с увеличением размера колёс у нас падает динамика автомобиля. Чем слабее мотор, тем сильнее это заметно. Даже если у вас мотор хороший, тяговитый, всё равно это ощущается, часто приводит к тому, что машине сложно идти на обгоны, она плохо ускоряется и нужно с этим что-то делать. Если мотор слабенький, машина просто не едет по бездорожью. У вас нет никакой тяги на низах, мотор захлёбывается, и машина просто глохнет.

Единственный способ это предотвратить – изменить передаточное отношение в трансмиссии. Но тут всё не так просто. Варианта существует два:

  1. Для того, чтобы увеличить тягу автомобиля на бездорожье, ставится понижающий кит в раздаточную коробку, изменяется передаточное отношение. При этом повышенная передача у вас остаётся без изменений, на асфальте автомобиль ведёт себя всё так же, а на бездорожье передачи существенно ближе начинают находиться друг к другу. Да, максимальная скорость на пониженном ряду начинает падать до 30 или даже 20-ти км/час, но это не принципиально, потому что, если по бездорожью вы можете ездить со скоростью выше 30 км/час, вы совершенно спокойно можете делать это на повышенной передаче. Пониженная нужна именно для того, чтобы вы спокойно тронулись, не надрывая сцепление, не нагревая автомат, и просто могли ехать;
  2. Установка понижающих редукторов, то есть изменение передаточного отношение именно в мостах. В таком случае у вас передачи группируются ближе друг к другу и на повышенном, и на пониженном ряду. Это приводит к тому, что максимальная скорость автомобиля при определённых оборотах оказывается ниже. Это не всегда хорошо, потому что если у вас стоит дизельный двигатель, он в принципе не любит высоких оборотов, а вы поставили очень низкие пары в мосты, то вам приходится с обычной своей скоростью ехать на очень больших оборотах. А дизеля, особенно старые, этого не любят, они начинают жрать масло, да и расход возрастает. Да и вообще не очень комфортно в таком состоянии находиться, поэтому если вы решили заменить главные пары, лучше подбирать их пропорционально увеличению размера колёс, не превышать его. Если вы поставили, например, 35-е колёса на 80-й Ленд Крузер, у которого передаточное отношение в мостах 4,1, то не надо ставить пары в 4,89, поставьте пары в 4,3, этого будет достаточно, потому что иначе вы существенно снизите максимальную скорость.

Ещё один важный момент, который вы должны понимать, что чудес не бывает. Если вы поставили более низкие пары в мосты, да, вы разгрузили двигатель, сцепление, коробку передач, но полуоси и шрусы как были нагружены, так и остались. И вся эта тяга на низких оборотах с низким передаточным отношением переходит на большие колёса, и нагрузка существенно возрастает, их можно порвать без всяких межколёсных блокировок.

Если вы ставите понижающий кит в раздатку, остальное оставляя без изменений, да, вы разгрузили двигатель и коробку, но карданы, редуктора, полуоси и шрусы всё точно так же нагружены.

По этой же причине не стоит увлекаться агрессивностью резины в большом размере. Если у вас относительно стандартный автомобиль, вам нужно выбирать, либо вы оставите на него не очень большие, но очень агрессивные колёса, либо очень большие колёса, но в меру агрессивные. Потому что чем агрессивней резина, тем плотнее контакт с грунтом, тем труднее наступает момент пробуксовки, тем выше нагрузки на трансмиссию. И если мы говорим про машины с большим запасом ресурсов на трансмиссию, с мощными мостами, с мощными карданными валами, там можно поставить большие агрессивные колёса и всё будет нормально. Если мы говорим, например, о УАЗе Патриот на Спайсерах, у которого на мостах очень мягки полуоси, они легко рвутся, если вы поставите 35-е колёса, ещё и агрессивные, надо возить с собой запасную полуось, возможно даже не одну.

Поэтому можно играть с изменением передаточных чисел, но подходить к этому надо очень вдумчиво и не ждать заоблачных чудес.

Что ещё нужно, чтобы поставить колёса увеличенной размерности. Ну конечно же лифт. Почему? Потому что колёса просто не влезают в штатные арки, они начинают цеплять за элементы кузова, за элементы подвески. Для того, чтобы этого избежать, нужно поднять машину выше, чтобы места для колёс стало больше.

Существует три основных варианта лифта, два из которых часто используются. Самый простой вариант для разных автомобилей — это боди-лифт, он удобен тем, что вы поднимаете только кузов. Шасси и все агрегаты остаются внизу, и центр тяжести смещается не существенно. При этом в арках больше места для колёс, такой вариант используют довольно часто. Из плюсов, машина не теряет своих характеристик на асфальте. Из минусов, колёса у вас становятся большего размера, но артикуляция на подвеске никак не увеличивается и не улучшается. А большие колёса с повышенной артикуляцией на подвеске вместе значительно улучшают проходимость на бездорожье.

Лифт-подвески. Он дороже, потому что для боди-лифта надо просто поменять проставки между кузовом и рамой, может быть удлинить пару шлангов и трубок. А лифт-подвести – это замена элементов подвески, и они стоят денег. Можно попробовать поколхозить, поставить грузовые амортизаторы одностороннего действия, какие-нибудь пружины подрезанные. Это конечно работает, но не так хорошо, как подвеска, изготовленная и предназначенная для определённой модели, поэтому здесь лучше не экономить, а ставить киты, проверенные временем. По производителю, здесь кому что нравится. Огромное количество вариантов, все они и хороши, и плохи в равной степени, и все они имеют довольно хороший баланс по цене-качеству.

Собственно, что с лифтом. Если у вас зависимая подвеска, там всё просто. Сняли пружины и амортизаторы, поставили увеличенные, возможно понадобится кит на тяге панара, чтобы мосты на место вернуть.

Если у вас впереди независимая подвеска, там всё сложнее. Если она пружинная, точно так же меняются пружины, но при этом изменяются углы приводов и больше нагружаются шарниры угловых скоростей, и если это не компенсировать понижением переднего редуктора, то шрусы прослужат недолго.

Если подвеска торсионная, то там всё ещё сложнее. Самый распространённый колхозный вариант, это закрутить торсионы, чтобы подвеска ушла вниз. Вроде как машина отлифтована, только у подвески нет совершенно никакого хода на отбой, при этом она легко разгружается на кочках. Если закрутили их совсем с фанатизмом, то ещё и колёса уходят, и их выставить обратно проблематично, их начинает поджирать с внешней стороны, и вообще всё плохо. Поэтому, когда впереди торсионная подвеска, обычно для того, чтобы сделать лифт правильно, требуется либо замена передней балки, либо её опускают вниз, вываривая конструкцию. Это сложно и дорого, но это работает.

Для машин с независимой подвеской, как правило, используют комбинированный вариант. На дюйм-два лифтуют саму подвеску, и на то же самое расстояние поднимают кузов над рамой. Так же иногда нужно ещё поколдовать с рамой, подрезать бампера, чтобы колёса нормально вставали.

Но, как уже говорилось, небольшое увеличение колёс таких глобальный переделок за собой не влечёт. А увеличение размера с 31-го на 36-й, например, влечёт за собой глобальные изменения конструкции автомобиля, довольно дорогие и зачастую необратимые. Надо два раза подумать перед тем, как это делать.

Есть готовые решения по каждой машине, и вы всегда можете залезть на сайт поклонников конкретно вашей марки и посмотреть, на чём люди вообще путешествуют. А заодно почитать отзывы людей, с какими трудностями они сталкиваются при установке колёс очень большого размера.

Ещё один из вариантов лифта под большие колёса – это проставки. Он самый бюджетный. Его минусы в том, что он и не увеличивает артикуляцию подвески, и при этом задирает весь автомобиль выше, и раму, и агрегаты, что приводит к увеличению центра тяжести.

Но если вы всё-таки решили делать лифт проставками, то с пружинами всё более-менее просто и понятно, вы просто ставите проставки под пружины, если проставки большие, то это всё равно возможно потребует замены амортизатора, но в любом случае это делается просто.

В случае с рессорами, не ставьте серьги увеличенной длинны. Потому что такой лифт не безопасен, это существенно снижает управляемость автомобиля и ни к чему хорошему не приводит. Если вы решили лифтануть машину проставками, ставьте проставку между рамой и постелью серьги, это самый эффективный и простой способ, он требует только замены болтов, при этом у вас не уходит управляемость, всё нормально работает, такой вариант наиболее приемлемый.

Ещё одна причина, по которой не стоит устанавливать на машину колёса сильно больше того размера, на который он выпускается, состоит в том, что машина – штука довольно сбалансированная. Вы можете взять кроссовер и правдами и неправдами вкарячить в него здоровые колёса, и машина безусловно начнёт ехать лучше. Но как только вы поставите колёса большего размера и начнёте ездить по более сложным дорожным условиям, чем те, для которых автомобиль предназначен, вы обратите внимание на то, что автомобиль начинает рассыпать на части.

Если вы хотите автомобиль, который будет ездить по ковровым болотам и взбираться на скалы, то не надо пытаться построить такую машину из непредназначенного для этого автомобиля. Вы потратите кучу денег и времени, а через год увидите, что машина в вечном ремонте. Если у вас есть машина для определённого назначения, а вы хотите другое, то меняйте машину. Не тратьте кучу денег на то, что не будет работать.

Обобщая выше сказанное, не стоит увлекаться размером, лучше ставить колёса, которые не требуют больших переделок машины. Не стоит ставить колёса большего размера, чем те, которые мотор может без усилий крутить. Если поставили колёса, которые не влезают в штатный автомобиль, то делаете лифт-подвески, либо боди-лифт, либо и то и другое. И, если это требуется, ставьте кит в раздаточную коробку, либо меняете пару на более низкие, либо и то, и другое.

Комментарии: 0

Пока нет комментариев



CAPTCHAОбновить изображение

Наберите текст, изображённый на картинке

Все поля обязательны к заполнению.

 
Заказ в один клик