Цены актуальны на 2020-2021 года.
Вопрос, который задают постоянно, и отвечать на который всё сложнее, какой внедорожник выбрать. Отвечать на этот вопрос надо предметно, но это сложно. Это скорее рассуждения о выборе внедорожника.
Во-первых, когда кто-то спрашивает, какой внедорожник выбрать, какую резину выбрать и так далее, честно говоря, непонятно, что ответить. Непонятно, какие задачи перед машиной ставит человек, задающий этот вопрос, даже если он описывает более-менее предметно требования, по типу «собираюсь ездить по бездорожью много, по асфальту мало», или «много глины планируется». Понимание бездорожья у каждого своё. Для кого-то бездорожье – это когда дороги нет. А для кого-то бездорожье – это лужа на лесной дорожке или вообще грейдер. Кто-то считает, что бездорожье – это когда ногами нельзя пройти без подручной помощи. Настоящее бездорожье в основном в спорте. На чём ездят в спорте все знают. Если не знаете, то посмотрите фотографии или видео с чемпионата России по трофи-рейдам и увидите, какие машины ездят по бездорожью. Так что, не понимая, под какие задачи изначально берётся машина, ответить очень тяжело.
Во-вторых, не всегда понятно, что по бюджету. Когда человек говорит, что хочет взять внедорожник за миллион, не очень понятно, что вкладывается в это понятие. Что вы хотите купить машину за миллион, или купить машину и обслужить её за миллион. Или купить, обслужить и подготовить машину за миллион. Если вы хотите просто купить машину за миллион, это очень много автомобилей. Если вы хотите купить машину, обслужить и подготовить за миллион, то это только какой-нибудь стары-старый отечественный УАЗик или Нива.
Стоимость подготовки никак не привязана к марке машины. Резина и лебёдки стоят одних и тех же денег, шноркели и еже с ними стоят примерно одних денег и совершенно неважно, на какую машину вы покупаете лебёдку. Здесь скорее важно, что вы со своим бюджетом собираетесь делать.
Иногда задают вопросы про бюджет в 200 000 рублей, и на этот вопрос ответа нет. С бюджетом в 200-300 000 говорить о внедорожнике вообще нельзя. Стоимость машины в более-менее удобоваримом состоянии в современных реалиях такова, что Ниву можно более-менее нормальную взять за 150 000. Нива не совсем внедорожник для путешествий. Патриот за 200 000 будет гнилой совершенно.
Машину нужно смотреть минимум за 300-400 000. А если дизельный, то это за 400-500 000. И это только покупка.
С иномарками всё ещё хуже. Можно старый внедорожник купить за 200 000 рублей, но это будут руины и труха. Дело в том, что старая машина – это очень небольшой остаточный ресурс. Усталость металла никто не отменял. Тихонечко по асфальту эта машина передвигается, ей 40 лет, и она более-менее целая, даже может быть не сверхгнилая. Но её один раз на бездорожье загнали, и у неё сломалось всё, что только можно. Вы начинаете её чинить и понимаете, что запчасти на древнего японца стоят столько же, столько запчасти на нового японца. И по итогу у вас есть старая машина по цене новой, только постоянно ломается и запчастей на неё нет. Содержать старый импортный внедорожник и хотя бы раз в месяц ездить на нём по грязи и бездорожью – это очень дорого, потому что машину надо обслуживать, поддерживать.
Если есть небольшой бюджет, 200 или 300 000 рублей, и вы хотите машину, на которой собираетесь путешествовать, то может не надо на внедорожник замахиваться? Для того, чтобы путешествовать не обязательно нужны полный привод и машина на 37-х колёсах.
Да, есть маршруты, на которых без этого не обойтись, но для того, чтобы просто проехаться по стране, а тем более съездить за границу, легковая машина вполне подойдёт. Если вы не так глубоко во внедорожной теме, а просто надумали путешествовать по стране, до этого ни разу этого не делая, покупайте Ларгус. Это машина за адекватные деньги, с большим салоном, на которой можно поехать куда угодно и в ней жить, и всё будет нормально. И с бюджетом в 200 000 вполне можно уже посмотреть в эту сторону. Или какой-нибудь импортный поддержанный кроссовер. Купите машину пониже классом и не готовьте её для бездорожья, не стремитесь и не ездите на ней по бездорожью. Есть книга 50-х годов, в ней итальянец путешествует по Африке. Там он везде на легковом автомобиле ездит, объехал пол Африки и всё нормально.
Всё, к чему может привезти кроилово и покупка внедорожника за 150 000 рублей – это то, что у вас в гараже будет стоять недвижимость, которая постоянно будет ломаться и гнить. Тем более, что на старые машины, как уже говорилось, частей нет или их непросто найти, особенно, если вы едете куда-то в глубинку. Понятно, что все эти древние машины ушатаны в хлам, у них владельцев было неизвестно сколько, и что с ней делали вообще неизвестно. Полезете внутрь, а там половина контрафакт, половина от других моделей. Да, есть машины, которые в одних руках после первой покупки ещё новыми прослужат всю жизнь, но такие люди такие машины не продают просто так, что-то должно случиться.
Что выбрать, когда у тебя есть 500 000, здесь нечего ответить. С бОльшим бюджетом легче не становится.
Со старыми машинами более-менее понятны пути решения. Если человек машину делал своими руками, такую машину можно взять, провести в гараже год, всю её пересобрать и ездить на ней. Такой вариант имеет право на жизнь. Если делать то же самое на сервисе, то с бюджетом в 300 000 надо сразу понимать, что по итогу это будет миллион.
А с новыми машинами тоже часто вопрос задают, что сейчас взять. Рамных или мостовых машин можно пересчитать по пальцам. Что мы сейчас имеем?
УАЗик, но с ним всё понятно. Suzuki. Они взяли себя в руки, подумали и выпустили полу-внедорожник. Jeep Wrangler, но в нём нет нормального дизеля, а ценник просто космический. Машина клёвая, особенно пятидверная, для экспедиций самое то. Но она имеет ряд конструктивных недостатков, тоже требующих устранения. Гелендваген – это отдельная тема. Они и старые были по деньгам не очень, а современный вообще уже какая-то городская подделка. Кто остался?
Про 70-ку спрашивают постоянно. Люди не очень понимают, что это такое. Они думают, что это современный автомобиль по типу 200-ки, только лучше ездит по бездорожью. Он ездит по бездорожью значительно лучше 200-ки, только он значительно хуже ездит по асфальту. Это старый утилитарный трактор. Да, у него новый мощный мотор, но только зачем ему нужен этот тяжеленный дизельный движок – неизвестно. Как был трактор, так и остался с теми же управляемостью и тормозами. На нём нормально уехать куда-то в глушь, от цивилизации на продолжительный срок, но если использовать эту машину, как обычный внедорожник для путешествий, когда вы чешете 10 000 по асфальту и 500 км по бездорожью разной степени сложности, то на этой машине не очень удобно. К тому же, в России она стоит огромных денег. За те же деньги, даже дешевле, можно вручную собрать машину лучше. Она будет хуже держаться в долгих путешествиях по бездорожью, но бездорожье и долгие путешествия – вещи не совместимые.
Повторяясь, путешественники не ищут бездорожье. Да, есть сложные маршруты, на которых нет цивилизации и дорог, но они и требуют определённых автомобилей. И людей, путешествующих по таким маршрутам, очень немного, потому что помимо больших денег это всё требует большого внедорожного опыта, иначе всё превратится в катастрофу.
Нельзя рассматривать автомобиль для путешествий в комплексе с автомобилем для тотального бездорожья. Это разные машины и форматы. Разумеется, если рассматривать маршруты, на которых временами попадается несильное бездорожье, то по ним лучше ехать с мостовой машиной. Но их мы перечислили, это по пальцам пересчитать можно. Что остаётся?
Рамные внедорожники с независимой передней подвеской. Здесь всё уже лучше, таких машин много. Но это сложная история. Во-первых, автомобили с такой подвеской имеют худшую проходимость, чем мостовые машины, и меньшую утилитарность. А чем современнее эта машина, тем подвеска меньше похожа на подвеску внедорожника. Их начинаешь бояться сломать об любую ветку. Но с каждым разом это всё сильнее и сильнее меняется, и в таких машинах становится страшно съехать с дороги.
И ладно, пусть будет, городскому жителю сойдёт. Но существует же и другой мир, в котором люди ездят по бездорожью. И не потому, что им бездорожье нравится, а потому что у них просто дорог нет. Там нужны настоящие внедорожники, и что там делать с этим куском проводов, алюминия и пластика – непонятно. Уже не в деньгах дело, им нужны другие машины.
Что же тогда и за какие деньги выбрать, если машина нужна для того, чтобы ездить вдали от цивилизации. Эта машина должна быть максимально надёжной, минимально электронной, и эту машину должна быть возможность починить если не своими руками, то в каком-то сервисе, в котором нет профильных компьютеров и мастеров из дилерского центра конкретно этой марки. Получается, что современные новые автомобили исключаются практически все. И дело не в независимой подвеске, а в том, что в нагрузку к этой независимой подвеске идёт ещё куча всего. У современных мостовых машин стоят современные электронные моторы, и их без диагностики обычно сложно оживить. Но обычно если что-то происходит с мотором, это всё равно уже требует глобальных ремонтов в условиях цивилизации, и машину приходится туда тащить. А поломки, которые обычно случаются и их надо чинить на месте, связаны больше с подвеской, с трансмиссией, с тем, что напрямую контачит с бездорожьем. Поэтому мостовые автомобили в этом аспекте предпочтительнее.
Старый или новый. Как уже говорилось, новых почти нет, а те, которые есть, имеют ряд существенных недостатков и заоблачные ценники.
Сейчас с каждым годом нормальные внедорожники становятся всё более старыми, года выпуска этих моделей от нас постепенно удаляются. При этом пока ещё можно купить адекватные машины, которым 15 лет, но это 15 лет.
И где покупать, как выбирать?
Если это машина с пластмассовыми бамперами и так далее, то на бездорожье это всё отвалится. Железный обвес особо не поможет. Здесь нужны более старые автомобили, и всё равно это потребует доработки. Найти баланс и автомобиль, который новый и поедет по бездорожью, требует гигантских капиталовложений, потому что он изначально на это не способен. На сегодняшний день получается, что 15-летняя машина – это машина, на которую можно смотреть. Но её приходится очень долго искать, а потом очень долго смотреть, чтобы с ней не было проблем. Это существенно сужает радиус поиска.
Получается, что машины, находящиеся в других городах, часто отпадают, но в других городах тоже есть люди, которых можно попросить о помощи. Выбор внедорожника – серьёзное дело, за него требуют большие деньги и, если вы ошиблись и купили его в непригодном состоянии, то продать его надо за потраченные деньги, а сделать это быстро не получится. Особенно если выяснится, что вас обманули, и вы купили сломанную машину. Перед тем, как начать заниматься внедорожником и готовить его, вы должны быть уверены, что эта машина вам подходит и имеет достаточно высокий остаточный ресурс, что вам в ней комфортно, удобно, и только после этого двигаться дальше.
Когда люди пересаживаются с одного внедорожника на другой, им легче выбирать, они уже знают свои потребности. Люди же, которые покупают свой первый внедорожник, ещё и не очень хорошо понимают, что от него хотят, тут советовать точно не получится. Они купят машину, вложатся в неё, а потом понимают, что это им было и не надо, или просто не подходит, и они стараются понять, что с этим теперь делать и как это продать. А потом ещё сталкиваются с легализацией переделок.
С бюджетом до 500 000 рублей говорить о внедорожнике и подготовке не стоит.
Если у вас есть сумма до полумиллиона рублей, лучше потратьте её на покупку более свежего внедорожника, и пусть он будет совершенно стандартным. Подготовка – это потом, когда найдёте деньги. Если бюджет в миллион, это уже УАЗик или Нива. Если у вас есть 2 миллиона, есть Suzuki Jimny, он клёвый, но маленький. Если вы путешествуете один или вдвоём, и вы не очень крупные, то эту машину можно использовать для путешествий. Но к выбору снаряжения придётся подходить, как пешим туристам, вымеряя вес и размер каждой вещи.
К сожалею, сейчас на рынке автомобилей все изменения происходят в сторону снижения качества, надёжности и проходимости внедорожника, да и подобрать что-то под чужие цели очень сложно. И получается, что как такового ответа на вопрос, какой внедорожник брать, нет.